Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС СОО
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ перешли на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО).
Обновления утверждены Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034):
То есть Минпросвещения России совершенствует ФГОС среднего общего образования.
Ключевые изменения:
- Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
- Личностные результаты, которые достигаются в единстве учебной и воспитательной работы школы, теперь сгруппированы по направлениям. На первом месте в этом списке — гражданская идентичность и патриотизм. Акцент на патриотизм присутствует и в предметных результатах. События последних десятилетий включены в программу изучения истории, что позволяет понимать значимость России в политических процессах, достижений страны и ее народа.
- Предметные результаты
- ФГОС определяет минимум содержания среднего общего образования по предметам, которое гарантирует государство. Однако предметы по-прежнему будут изучать на базовом либо на углубленном уровне. Поправки, внесенные Приказом № 732, уточняют и конкретизируют требования к результатам освоения основных учебных предметов на обоих уровнях.
- Коррекционная работа
- Приказ № 732 утверждает новую редакцию п. 18.2.4, касающегося программы коррекционной работы в том числе — предоставление ученику с ОВЗ ассистента для технической помощи.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
- Учебный план
- Изменения коснулись списка обязательных учебных предметов. Теперь их 13. Углубленно старшеклассники будут изучать не менее 2-х из них. Из перечня учебных предметов исключили такие предметы, как «Право», «Россия в мире», «Экономика», «Астрономия», «Естествознание» и «Экология». Второй иностранный язык перестал быть обязательным так же, как и родной язык/родная литература. Приказ № 732 определяет особые условия для изучения названных предметов: по заявлениям родителей и при наличии у школы соответствующих возможностей. Максимальное количество учебных занятий за 2 года было сокращено на 74 часа и составило 2 516 часов.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБНОВЛЕННЫМ ФГОС СОО
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБНОВЛЕННЫМ ФГОС СОО